Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений органов звукопроизносительного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Выработка того или иного движения открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за его отсутствия.
Для четкого произношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо.
Произношение связано с работой многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических.
Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания: гортани, трахеи, бронхов, легких, диафрагмы, межреберных мышц.
Таким образом, говоря о специальной логопедической (артикуляционной) гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.
При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения.
Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для произнесения как всех звуков, так и каждого звука в отдельности. |