Применение бережливых технологий в дошкольной
образовательной организации
Бережливые проекты МБДОУ «ДСКВ № 41 «Почемучка»
В настоящее время перед образовательными организациями постоянно возникают новые проблемы, решение которых делает очевидным такое управление, которое обеспечивало бы их адаптацию к динамично меняющейся окружающей среде.
Сегодня в ведущих отраслях экономики реализуются мероприятия по повышению производительности труда на основе внедрения бережливых технологий.
Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить так называемые «издержки» — непрофильную работу сотрудников, и в результате — повысить производительность труда, теперь применяются не только в государственных учреждениях образования, но и в частных школах, и даже в детских дошкольных учреждениях. Система образования Кемеровской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион»: сегодня образовательными организациями реализуются множество проектов по оптимизации внутренних процессов.
Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании, созданный в ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПиПРО», осуществляет организационно-методическое сопровождение мероприятий, связанных с разработкой и внедрением бережливых технологий, и повышение квалификации работников образования в области ЛИН технологий.
Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации. Суть бережливых технологий в том, что в учреждении сокращаются так называемые «издержки» — то есть лишние действия сотрудников, непрофильная для них работа, и в результате повышается производительность труда.
В сферу образования бережливое управление внедряется относительно недавно, но уже имеет свою специфику, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Основной целью внедрения бережливых технологий в образовательной организации является оптимизация внутренних процессов, что позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг с максимальной ориентацией на потребителя.
Бережливые технологии в ДОУ - это, по сути, эффективное управление временем сотрудников. Использование их в работе открывает педагогу новые возможности, сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на подготовку к профессиональной деятельности.
Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению.
Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:
- Эффективной реализации федеральных государственных стандартов
- улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,
- повышению качества образования,
- обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
- сокращению временных и финансовых потерь,
- повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
- развитию образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У обучающихся, находящиеся в атмосфере бережливой среды и формирующиеся в ней как личность, приобщатся к культуре бережливого производства и усвоят бережливый стиль мышления и образа жизни.
Для практики деятельности образовательной организации типичными являются следующие виды потерь:
1. Запасы: устаревшие базы данных и информация, избыточные архивы, незавершенные дела.
2. Дефекты: ошибки и пропуски в данных, непонятные требования, инструкции.
3. Перепроизводство: лишняя переписка, выполнение работы, не создающей ценности, подготовка ненужных отчетов в электронном и бумажном виде, изготовление лишних копий документов.
4. Излишняя сложность процессов, лишние шаги процессов: нечеткие должностные инструкции, дублирование выполняемых функций.
5. Ожидание: длительные сроки согласования и принятия решений, ожидание в очередях, ожидание информации и другие административные барьеры.
6. Лишнее передвижение: непрофильная работа (за обслуживающий персонал), передача информации на следующий этап вручную.
7. Лишнее перемещение: излишний документооборот, архивирование документов; неэффективность внутренних систем коммуникации (накопление непрочитанных сообщений и т.п.)
Ликвидировать эти потери в деятельности образовательной организации можно, используя методы и инструменты бережливого производства.
Работа по внедрению бережливых технологий в ДОУ строится из нескольких этапов:
1. Приказом руководителя создана рабочая группа по внедрению методов и инструментов бережливого производства в практику деятельности, определены ее полномочия и цели работы.
2. Рабочая группа определила процессы, которые нуждаются в улучшении, выявила основные проблемы, отобрала процессы, которые будут оптимизированы.
3. Составлен план-график мероприятий по внедрению бережливых технологий в ДОУ, где указываются оптимизационные проекты (не менее 2-х в год).
4. Для каждого реализуемого проекта создана проектная группа, в состав которой входят те сотрудники, которые являются участниками проекта и хорошо знают его особенности.
Наименование проекта, состав проектной группы, сроки реализации проекта закрепляются приказом руководителя ДОУ.
5. В ходе реализации каждого проекта проектная группа оценивает текущее состояние процесса, составляет карту целевого состояния процесса, разрабатывает план мероприятий по достижению целевых показателей проекта. Проходит совещание по защите подходов внедрения улучшений.
6. После реализации плана мероприятий, внедрения улучшений проводится завершающее совещание и закрытие проекта. По каждому завершенному проекту составляется информационная справка о реализованном проекте. Наглядно увидеть результаты улучшений помогают фотографии состояния процесса «До» и «После».