Воспитание у детей правильного произношения
Дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесса, чем друг с другом. Воспитание у детей правильного звукопроизношения очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Предлагаю следующие рекомендации.
Первоначально, при отработке правильного звукопроизношения родителям, необходимо, четко знать артикуляционный уклад каждого звука, то есть, в каком положении при произнесении того или иного звука находятся губы, зубы, язык и голосовые связки. Поэтому перед началом работы с ребенком следует изучать положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук изолированно от других перед зеркалом. Если при этом возникают затруднения, необходимо, воспользоваться учебными пособиями по логопедии или проконсультироваться у учителя-логопеда ДОУ, который посещает ваш ребенок.
У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты еще слабо, поэтому следует помочь ему в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Обучая детей, необходимо каждое упражнение, которое имеет название, соотнести с каким-либо визуальным предметом, изображенным на картинке (широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка - иголочка и т.п.) Артикуляционную гимнастику с детьми желательно, проводить ежедневно и перед зеркалом. Продолжительность гимнастики от 3– 5минут (в зависимости от возраста.) В комплекс должны входить 4-5 упражнений: 2-3 статистических и 2-3 динамических. Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется. Одно из упражнений, хорошо освоенное детьми, заменяется новым. Сначала движения выполняются медленно, затем темп их удваивается.
Рекомендации родителям
Столкнувшись с проблемой речевого расстройства у своего ребёнка, родителям не следует отчаиваться. Диагноз логопеда или даже детского невролога – это не приговор, а просто сигнал к действию. Причины возникновения коммуникативных отклонений от нормы различные, включая генетические и неврологические, и определить их природу можно только при помощи специального обследования, проведенного соответствующими специалистами. Неукоснительное следование рекомендациям, как правило, и есть залог успеха в борьбе за чистоту и правильность речи у малыша. Не стоит также становиться в позу и спорить с педагогами дошкольных учреждений и ПМПК которые выносят логопедическое заключение, что у ребёнка ОНР (III или IV уровень) речевого развития. Характеристика и описание разговорных нарушений малыша, составленная воспитателями детского учреждения, поможет специалистам быстрее разобраться со степенью и характером патологии. В свою очередь, это поможет быстро и качественно организовать и провести коррекцию имеющегося отклонения. Успех исправления недостатков коммуникативной функции речи зачастую зависит от понимания глубины проблемы и степени ответственности за её устранение самими родителями. В тесном взаимодействии со коррекционистами и педагогами, при неукоснительном исполнении всех рекомендаций и заданий, можно рассчитывать на успех и избавление малыша от подобных неприятностей. Процесс исправления и реабилитации, как правило, достаточно долгий и кропотливый, он может занимать не один месяц или год. Необходимо набраться терпения и максимально сконцентрировать усилия на организации совместной помощи ребёнку, имеющему ОНР 3-4 уровня. Не стоит также игнорировать приём медикаментов, которые рекомендуют доктора, так как в тех случаях, когда нарушение имеет неврологическую природу, комплексная коррекционная и лекарственная терапия будут активно способствовать устранению отклонений. Это, в свою очередь, значительно упростит и ускорит процесс избавления от логопедических проблем. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/187257/onr-uroven-harakteristika-onr---slojnyie-rechevyie-rasstroystva#image782004
«МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ КОВРИК»
Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактическое пособие, «Многофункциональный логопедический коврик» для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию звуков, формирование лексико-грамматических категорий, развитие познавательно – речевой сферы. Данное пособие помогает разнообразить задания.
1. Рассмотри, подумай и покажи предметы красного, (синего, желтого и т.д, другого цвета). Что еще бывает такого же цвета?
2. Послушай и запомни цепочку слов, повтори: бабочка, ежик, кот (порядок слов меняется). 3. Упражнение на развитие пространственной ориентировки: Что находится под снеговиком? Справа от собаки? Над коляской? (ответы детей должны быть полными предложениями).Назвать предмет, который находится справа от ежа, слева от кота, в левом или правом нижнем (верхнем углу) над жуком, под жуком.
4. Назвать предметы в первом ряду, втором, третьем, четвертом.
5. Назови картинки с заданным звуком. Назови свистящие, шипящие, рычащие слова.
6. Назови предметы из одного, двух, трех, четырех слогов.
7. Назови слова, в которых заданный звук находится в начале слова, в середине, в конце слова.
8. Посчитать предмет по порядку или "одна-две-пять" (согласование существительных с числительным: одна сова, две совы, пять сов..)
9. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?
10. Закрыть глаза, вспомнить, какого цвета коляска, сумка. Вспомнить, какой предмет был последним в первом ряду, первым во втором ряду и т. д.