Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей основ здорового образа жизни.
Основные задачи инструктора по физическому воспитанию
направлены на укрепление здоровья, физического и психического развития,
на создание эмоционального благополучия, позволяющие обеспечить гармоничное развитие каждого ребёнка.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, укладу жизни семьи. Я надеюсь, что советы, размещенные на этой странице, помогут правильно организовать здоровый образ жизни детей.
Перспективный план работы «Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста» (Червяткина Ю.С. Инструктор по физ. культуре)
Анализ работы инструктора по физической культуре (учебный год 2021 - 2022)
Физкультура для детей дошкольного возраста
Дети - такие непоседы!
Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова физиологическая потребность молодого организма.
Противоестественно и недальновидно заставлять детей сидеть на месте - это насилие над растущим организмом.
Поэтому родителям надо реже употреблять окрики "не бегай", "не прыгай", "не крутись" и так далее, а направлять энергию детей в правильное русло с помощью физкультуры.
Благодаря детской физкультуре есть шанс, что в будущем ребёнок самостоятельно будет заниматься физкультурой, а также снижается вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом - плоскостопие, сколиоз и так далее. Ведь большинство взрослых болячек родом из детства.
Физкультура для детей 2-3 лет
Идеальный вариант - именно с этого возраста начинать приучать детей к физкультуре.
В 2-3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и утомляются, поэтому длительность занятий должна быть 3-5 минут, включая 4-5 упражнений.
Каждое упражнение надо повторять 4-6 раз, большое количество повторений будет утомлять ребёнка.
Все упражнения детской физкультуры должны показывать родители и делать вместе с детьми.
"Птички" - ноги слегка расставлены, руки опущенные висят вдоль тела. Развести руки в стороны, помахать ими и опустить.
"Птички пьют" - ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперёд, руки отвести назад, выпрямиться.
"Прыг-скок" - ребёнок стоит произвольно и выполняет подскоки на месте. Можно чередовать с ходьбой.
"Хлопки" - ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять руки вперёд, хлопнуть, опустить.
"Пружинки" - ребёнок стоит произвольно. Мягкие пружинистые полуприседания на месте.
Физкультура для детей 3-4 лет
В этом возрасте во время выполнения физкультурных упражнений надо начинать следить за правильной осанкой (особенно положение стоп и позвоночника).
Правильное положение стоп - носки разведены немного шире, чем пятки, ребёнок опирается на всю поверхность стопы,
а не отдает предпочтение внешнему или внутреннему краю.
Для правильного формирования позвоночника надо следить, чтобы плечи были на одном уровне, а туловище не наклонялось влево или вправо без необходимости.
Голову ребенок не должен сильно наклонять вперед или запрокидывать назад - взгляд направлен прямо. Тренировка состоит из 3-4 упражнений по 4-6 повторений.
"Ветер качает деревья" - ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в стороны, руки вверх.
"Собираем грибы" - ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, изобразить собирание грибов, выпрямиться.
"Листочки" - лёжа на спине, руки свободны. Перевернуться на живот, перевернуться на спину.
"Зайчики" - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Прыжки на месте, можно чередовать с ходьбой.
"Велосипед" - лёжа на спине, руки и ноги выпрямлены. Выполнять сгибание и разгибание ног в коленях - поехали на велосипеде. Опустили ноги.
"Птички" - ноги слегка расставлены, руки внизу. Сесть на корточки, изобразить пальцами руки "как птичка клюет".
Физкультура для детей 4-5 лет
В этом возрасте надо обратить особое внимание на развитие стопы, так как при неблагоприятных условиях может начать формироваться плоскостопие. Зарядка должна состоять из 4-5 физкультурных упражнений с 5-6 повторениями.
Начинаем тренировку с небольшой разминки - ходьба на носках, а затем на пятках в течение 30 секунд (это хороший способ профилактики плоскостопия),
а уже затем переходить к основной части занятий.
"Повороты" - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.
"Наклоны" - сидя, ноги скрестить "по-турецки", прямые руки в упоре сзади.
Выполнить наклон вперед, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше,
хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение.
"Неваляшка" - лежа на спине, руки на затылке, локти выставлены вперед.
Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение.
"Подпрыгивание с поворотом" - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 6-8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя.
"Приседание с мячом" - ноги параллельны, мяч удерживаем двумя руками внизу.
Присесть - мяч в прямых руках перед собой, спину держать прямо, взгляд не опускать. Вернуться в исходное положение.
"Переложи мяч" - ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч.
Поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку, вернуться в исходное положение. Поднять обе руки и переложить мяч в правую руку, вернуться в исходное положение.
Физкультура для детей 5-7 лет
В этом возрасте имеет смысл начинать обращать внимание на дыхание ребёнка - во время выполнения упражнений делать выдох, при возвращении в исходное положение - вдох.
А также не забывать о формировании стопы и позвоночника.
"Достань до пятки" - стоя, ноги на ширине плеч, руки висят. Прогибаясь назад, слегка согнув колени, стараться правой рукой дотянуться до пятки правой ноги. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой руки и ноги. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз для каждой руки.
"Лошадки" - ноги на ширине плеч, прямые руки вперед.
Поднять правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с одновременным махом обеих прямых рук назад.
Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой ноги. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.
"Шагаем руками по стене" - ноги на ширине плеч, стоять лицом к стене на расстоянии шага, руки касаются стены на уровне груди.
Перебирая руками по стене, наклониться до пола - выдох, тоже движение, но выпрямляясь - вдох. Повторить 4-6 раз.
"Следы" - ноги на ширине плеч, лицом к стене, руки на поясе.
Поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены - выдох.
Вернуться в исходное положение - вдох. Выполнить такое же движение другой ногой. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.
"Ножницы" - ноги на ширине плеч, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены.
Прямые руки скрестить перед грудью - выдох. Вернуться в исходное положение, касаясь ладонями стены - вдох.
"Шагаем ногами по стене" - сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади.
Переставляя ноги по стене, выпрямить их. Вернуться в исходное положение. Дыхание в произвольном ритме. Выполнить 4-6 раз.
Несколько советов, как подружить ребенка с физкультурой:
Постоянные занятия вместе с детьми
Привитие желания к занятиям физкультурой через знакомства с разными видами спорта, примерами достижений спортсменов, личного примера родителей, знакомство с историей происхождения спортивных предметов
Использовать различные спортивные атрибуты
Разъяснение важности вести здоровый образ жизни
Гулять в любую погоду
Проводить деятельность весело, с настроением
Привлекать в занятия физкультурой всех домочадцев
Предъявлять посильные возрасту ребенка требования
Консультация для воспитателей «Особенности развития общей координации детей дошкольного возраста» (Червяткина Ю.С. )
Роль дыхательной гимнастики в оздоровлении детей
Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников. (Червяткина Ю.С.)
«Физическое развитие ребенка: с чего начать?» (Червяткина Ю.С.)
Консультация для родителей «Здоровые стопы» (Червяткина Ю.С.)